Приобретение и модернизация офисной АТС: две стороны одной медали


Если театр начинается с вешалки, то первое знакомство с компанией для тысяч ее будущих партнеров зачастую начинается с обычного телефонного звонка. В этом смысле УАТС является своеобразной визитной карточкой, лучше всяких рекомендаций характеризующей уровень компании, стиль ее работы и стремление руководства фирмы к организации эффективной деятельности сотрудников.

Тех, кого интересуют новые решения в области корпоративной телефонной связи, можно разделить на две группы. В первую входят компании, которые уже длительное время пользуются офисными УАТС и имеют намерение осуществить их модернизацию. Ко второй группе относятся те, кому еще предстоит сделать первую покупку. Подходы к решению этих двух задач имеют существенные отличия.


С чего начать?


Если открыть любой каталог коммутационного оборудования, то легко убедиться, что в отличие от ситуации 10-15-летней давности потребитель отнюдь не испытывает недостатка в предложениях приобрести офисную АТС. Сегодня на российском рынке телефонного оборудования широко представлена продукция практически всех ведущих мировых производи гелей: США и Канады (Avaya и Nortel Networks), Западной Европы (Siemens, Alcatel,Ericsson), Японии и Южной Кореи (Panasonic, NEC, Samsung, LG), Израиля (ECI Telecom). С ними довольно успешно конкурируют и отечественные компании («Информтеюжка и связь», «Мультиком» и др.). Таким образом, главный вопрос, стоящий перед потенциальным покупателем, звучит теперь не «где найти?», а «как сделать правильный выбор?».

Первоначальное приобретение оборудования — шаг исключительно ответственный. Дело в том, что среди различных представителей высокотехнологичной продукции учрежденческие АТС считаются долгожителями: средний срок их эксплуатации составляет 10-15 лет. Принимая во внимание то обстоятельство, что за первой покупкой коммутационного оборудования неизбежно следует череда модернизаций, следует ясно отдавать себе отчет, что принятое решение автоматически надолго «привязывает» покупателя к тому или иному производителю оборудования. Таким образом, вопрос поддержания корпоративной сети пользователя на протяжении длительного срока на должном техническом уровне во многом будет определяться правильностью и своевременностью технических нововведений, политикой продаж и заинтересованностью производителя, которому было отдано предпочтение, к долгосрочному присутствию на отечественном рынке.

Процесс выбора офисной АТС можно условно разделить па два этапа:

  • определение и последующий анализ технических требований (который заканчивается выбором оптимальной архитектуры станции);
  • принятие решения о выборе производителя и поставщика оборудования.

Анализ характеристик УАТС


Если отвлечься от таких вопросов, как стоимость оборудования, условия его поставки, инсталляции и дальнейшего обслуживания, то для определения оптимальной структуры УАТС потенциальному покупателю необходимо принять обоснованные решения по нескольким ключевым техническим параметрам.


Соответствие архитектуры УАТС структуре компании


Если территория фирмы ограничена пределами одного здания, то очевидно, что самым естественным решением будет территориально сосредоточенная структура УАТС, когда центральный модуль, устройства сопряжения с ТФОП и другими сетями, средства управления и контроля и прочие компоненты располагаются поблизости друг от друга.

Если же в состав компании входят территориально удаленные филиалы, которые должны быть объединены единой корпоративной сетью со сквозной внутренней нумерацией и ресурсами, выделяемыми в коллективное пользование для всех сотрудников (например, почтовой службой), то выбор делается в пользу распределенной структуры. В этом случае ядро системы располагается в центральном офисе, а часть оборудования — в филиалах. Здесь возможны два варианта.

Первый заключается в использовании модульной архитектуры УАТС, допускающей организацию телефонных выносов па местах. Второй вариант предполагает создание сети на базе нескольких совместимых УАТС, когда главный коммутатор устанавливается в центральном офисе компании, а относительно небольшие станции — в филиалах. При такой архитектуре периферийные станции работают под управлением и при поддержке главной УАТС и используют в своей работе ресурсы последней.

Специфические требования заказчика и характер его деятельности могут оказывать серьезное влияние на структуру и характеристики корпоративной телефонной сети. Примером может служить гостиничный бизнес, для которого производителяи выпускают специальные модификации УАТС.


Характер деятельности сотрудников


Если сотрудники компании в течение рабочего дня находятся преимущественно на своих постоянных рабочих местах и пределах офиса, то им достаточно обычных телефонных аппаратов. В том случае, когда работники вынуждены перемещаться но территории предприятия или совершать поездки в филиалы, необходимо дополнить корпоративную сеть системой микросотовой связи (в России, как правило, стандарта DECT).

Кроме того, для облегчения поиска сотрудника желательно иметь средства, реализующие концепцию единого персонального номера абонента.


Характер трафика


В отдельных случаях обмен трафиком осуществляется исключительно в пределах корпоративной сети. При этом отпадает необходимость заботиться о согласовании сигнализации и интерфейсов: комплект коммутационного оборудования, абонентские аппараты и блоки сопряжения, приобретаемые в рамках одного заказа, обладают внутренней совместимостью. В то же время, если требуется обеспечить сопряжение с ТфОП и другими внешними сетями, вопрос совместимости оборудования, протоколов сигнализации и пр. становится весьма актуальным.

Важную роль играют и соображения экономической эффективности рассматриваемого решения. Так, один поток ISDN PR1 способен заменить несколько десятков обычных внешних аналоговых линий (СО).


Виды услуг


Еще сравнительно недавно единственным видом услуг в корпоративных сетях была обычная телефонная связь. Несмотря на все перемены в этой области, она и поныне остается наиболее востребованным видом сервиса.

Вместе с сем с каждым годом возрастает популярность корпоративной IP-телефонии, свидетельством чему является постоянный рост трафика и объемов продаж оборудования, поддерживающего услуги VoIP.

Логическим продолжением последней тенденции можно считать мульти-сервисные сети, в которых голос, факсимильные сообщения, данные, видеоинформация передаются в едином цифровом формате по общим каналам связи. В этом случае телефонные сети и ЛВС (включая узлы коммутации и маршрутизации) объединяются на базе единых технических решений.

Пакетную телефонию и устройства, обеспечивающие ее функционирование, можно разделить на два класса: для сопряжения с внешними сетями операторов VoIP и непосредственно для поддержки внутрикорпоративного трафика.


Средства СТI


По мнению специалистов, важная роль в повышении производительности труда персонала компании принадлежит решениям, относящимся к сфере компьютерно-телефонной интеграции (CTI). Номенклатура подобных продуктов довольно обширна. Наряду с такими широко известными приложениями, как «автоматический секретарь», отметим продолжающуюся эволюцию центров обработки вызовов (call-центров) . Главным направлением развития последних считается повышение уровня их «интеллекта».

В зависимости от масштаба решаемых задач потребитель может сделать выбор в пользу того или иного класса call-центров: сложных и дорогостоящих продуктов, предназначенных для работы в составе больших систем (и состоящих из сотен рабочих мест операторов), или относительно недорогих решений, совместимых с мини-АТС (от нескольких единиц до нескольких десятков рабочих мест).

Активно продвигаются на рынок системы голосовой почты, и особенно решения, работающие по принципу универсальных почтовых ящиков, наиболее эффективных при использовании в мультисервисных сетях.


Возможность модернизации


Как уже отмечалось, модернизация УАТС является закономерным этапом,
непосредственно следующим за приобретением оборудования. Необходимость ее проведения возникает периодически на протяжении всего жизненного цикла станции. Таким образом, приобретение офисной АТС (и, соответственно, выбор производителя и поставщика) должно осуществляться с учетом этого обстоятельства.

Ведущие мировые производители коммутационного оборудования считают своим долгом поддерживать политику модернизации и обеспечивать преемственность своего оборудования. Хотя эти обязательства и связаны с определенными издержками, но в конечном итоге забота о потребителе приносит производителям оборудования ощутимую выгоду путем создания имиджа надежного партнера и повышения конкурентоспособности продукции.

Конкретные вопросы, связанные с модернизацией, будут рассмотрены ниже.


Требования к абонентской аппаратуре


Анализ потребностей сотрудников компании в различных видах телефонной связи завершается принятием решения о необходимом количестве обычных настольных телефонных аппаратов, системных терминалов и мобильных трубок мйкросотовой связи. Одновременно необходимо определить требования к пользовательскому интерфейсу телефона, в частности, его дисплею (поддержка кириллицы и пр.). Последнее обстоятельство особенно важно при активном использовании функций CTI.


Выбор производителя и поставщика


При выборе модели офисной АТС совсем не обязательно останавливаться на наиболее близком к желаемой функциональности варианте исполнения, ориентируясь только на каталоги продукции. Современные станции имеют модульную архитек-
туру и в большинстве случаев могут быть скомпонованы непосредственно перед поставкой и адаптированы на месте к индивидуальным потребностям заказчика.

Сравнительный анализ продукции ведущих производителей коммутационного оборудования позволяет выявить ее высокую степень корреляции, находящей свое выражение, например, в сходстве предлагаемых решений (идеология построения, технические характеристики и т.д.). В свете изложенного выше оптимальное решение о выборе производителей и поставщиков должно лежать не только в технической плоскости, но и учитывать другие факторы.

Один из подходов к решению этой проблемы заключается в следующем. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать компаниям, проводящим взвешенную и ясную техническую политику, имеющим многолетнюю безупречную репутацию, предлагающим наиболее выгодные финансовые условия поставки и гарантии работоспособности оборудования, а также способным обеспечить обслуживание и техническую поддержку аппаратуры в дальнейшем при последующей эксплуатации.

Обязательным условием является совместимость приобретаемого коммутационного оборудования с другой аппаратурой, находящейся в эксплуатации у заказчика, а также адаптация УАТС к российским условиям и ее соответствие требованиям Минсвязи России.


Модернизация УАТС


Для успешного проведения модернизации требуется выполнение двух условий:

  • совместимость оборудования, относящегося к разным поколениям;
  • эффективная политика поддержки пользователей.

В начале 2003 г. редакция журнала «Технологии и средства связи» провела опрос среди ведущих производителей и поставщиков коммутационного оборудования на российском рынке с целью выявления причин, побуждающих пользователей проводить модернизацию, и определения ее основных направлений.

Как выяснилось, чаще всего потребители нуждаются в увеличении емкости станции и несколько реже — в расширении функциональности, когда побудительным мотивом является обеспечение абонентов новыми видами сервиса, не поддерживавшимися прежде данной версией станции.

Что касается периодичности проведения модернизации, то, согласно одному из полученных ответов, вопрос о ее необходимости возникает у 50% пользователей примерно раз в год в связи с необходимостью расширения емкости. Обновление версии происходит несколько реже, так как определенному кругу пользователей достаточно имеющейся номенклатуры телефонных услуг. Оценивая данный вопрос с позиций разумной достаточности, наши эксперты пришли к выводу, что для среднего пользователя модернизация будет вполне оправданна через одну версию. Например, если в наличии имеется УАТС десятой версии, то при появлении двенадцатой будет иметь смысл осуществить upgrade.

В заключение коснемся вопроса, кому можно доверить модернизацию станции. Если бизнес компании-владельца УАТС находится в стороне от области электросвязи, то модернизация собственными силами может быть проведена только в достаточно простых случаях, да и то при наличии технического персонала, прошедшего обучение в специализированных сертифицированных центрах. В сложных случаях, и особенно при внедрении новых технических решений, качественную и эффективную по затратам модернизацию можно осуществить только силами поставщиков или интеграторов, располагающих специалистами необходимой квалификации и имеющих опыт проведения таких работ.